ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью настоящей работы явилась разработка способов электрофизиологического анализа процессов в синоатриальном узле сердца собаки в хроническом опыте и у человека в естественных условиях.
Еще Rijlant (1932) была предложена методика картирования волны деполяризации в области синоатриального узла сердца теплокровного животного. В последующем Bonineau et al (1978) М.П.Рощевским с сравт. (1981) и Л.В.Розенштраухом с соавт. (1994) была разработана методика компьютерного картирования волны возбуждения в синоатриальной области, позволяющая определять параметры очага первоначального возбуждения. В опытах на изолированном правом предсердии картирование проводилось со стороны как эпикарда, так и эндокарда при помощи электродной матрицы, включающей до 256 точечных электродов (Schuessler et al.,1993).
Однако у человека картирование синоатриальной области при помощи матрицы in sity возможно только во время кардиохирургической операции со стороны эпикардиальной поверхности.

Проводить такое картирование в условиях хронического наблюдения не представляется возможным, поскольку для удаления электродной матрицы после проведенного наблюдения потребуется повторная операция.
Поэтому для этих целей мы использовали многоэлектродный зонд, фиксируемый двумя швами из максона на эпикардиальную поверхность синоатриальной области. Причем зонд, с целью большей вероятности регистрации очага первоначального возбуждения, располагали по диагонали синоатриальной области. Через 5 дней максон растворялся и зонд извлекался без повторной операции.

Такое компьютерное картирование позволяет оценить место возникновения и относительный размер очага первоначального возбуждения в синоатриальной области и наблюдать происходящие в нем процессы в хроническом опыте на животных и у человека в естественных условиях.
Однако данная методика имеет существенный недостаток. Наблюдения могут проводится только на пациентах, перенесших кардиохирургическую операцию.
С другой стороны, в клинике, в условиях рентгеноперационной, широко используется эндокардиальное картирование при помощи электродного зонда. Правда, в большинстве используемых зондов межэлектродное расстояние составляет более 1 сантиметра (В.И.Бураковский, Л.А.Бокерия,1996). Таким зондом осуществляют картирование волны возбуждения во всей проводящей системы сердца.
В целях нахождения при картировании в правом предсердии, включая синоатриальную область, очага первоначального возбуждения или эктопического очага для дальнейшей облации зонд под контролем рентгена постепенно перемещают по правому предсердию и по результатам регистрации раннего возникновения потенциала на эндокардиальной поверхности составляют изохронную карту.
Однако разрешающая способность данного способа невысока из-за большого межэлектродного расстояния и неодномоментной регистрации биопотенциалов.
Мы модернизировали многоэлектродный зонд, уменьшив в 10 раз ширину кольцевых электродов и доведя межэлектродное расстояние до 1,4 миллиметров.
Как показало сопоставление данных, картирование области синоатриального узла соизмеримым зондом с эпикардиальной (главы 3, 4) и эндокардиальной (глава 5) поверхностей дает аналогичные результаты.
Так, среди 383 записей эпикардиального компьютерного картирования синоатриальной области сердца 9 собак через 24 - 120 часов после операции в 116 случаях (30,3%) очаг первоначального возбуждения находился под одним электродом. В 161 случае (42,0%) очаг был под двумя, в 106 (27,7%) случаях - под тремя электродами (рис.6.1).
Среди 80 записей эндокардиального компьютерного картирования синоатриальной области сердца 8 собак в 22 случаях (27,5%) очаг первоначального возбуждения находился под одним электродом. В 41 случае (51,3%) очаг был под двумя, в 17 (21,2%) случаях - под тремя электродами (рис.6.2).
В наблюдениях на человеке сравнение параметров очага первоначального возбуждения в синоатриальной области сердца человека, зарегистрированное эпикардиально и эндокардиально, представленно в таблице 6.1.
На основании вышеприведенных данных можно сделать заключение о возможности проведения наблюдений за динамикой процессов в области узла в хроническом наблюдении у животных и у человека без предварительной хирургической операции по подшиванию зонда, а при введении эндокардиального зонда.
В наших наблюдениях на человеке в естественных условиях (главы 4, 5) и в хронических опытах на животных (главы 3, 5) при компьютерном картировании был установлен новый факт - расширение очага первоначального возбуждения в области синоатриального узла сердца при выходе из наркоза (рис.6.3, 6.4). Кроме того, по мере установления адаптивных отношений со средой, ширина очага увеличивалась (рис.6.5)