Очаг инициации возбуждения в области сино-втриального узла сердца собаки при воспроизведении центрального ритма
Покровский В.М.. Абушкевнч В.Г., Федунова Л.В., Саыойленко М.В., Дмденко ДД, Ничипуренко А.А., Пасюга В.В., Зубахин А.Г., Кубанская медицинская академия, Краснодар, Россия.
Вестник аритмологи 2000 N15 c.146
Целью работы явилось изучение динамики очага первоначального возбуждения в области синоатриального узла при воспроизведения сердцем центрального ритма. Для этого у собак вовремя операции зонд, содержащий б активных электродов с межэлектродным расстоянием 1,2 мм подшивали иа эпикардиальную поверхность области си-ноатрн-ального узла.Сигналы через многоканальный усилитель и ана-логово-цифровой преобразователь поступали в компьютер, который строил изохронную карту волны деполяризации. У животных, находящихся под наркозом, очаг инициации возбуждения наизохронной карте отмечался в виде одной точки.Через сутки после операции очаг инициации возбудеиия расширялся до двух точек.Под действием атропина он сужался до одной точки, а после прекращения его влияния вновь отображался двумя точками.Ранее в острых опытах на животных было показано, что если раздражать блуждающий нерв залпами электрических ныпульсов.то в ответ на каждый залп сердце будет производить одно сокращение.Иэменение частоты залпов приводит к синхронному изменению частоты сердечных сокращений, т.е. происходит управление ритмом сердда.При этом иа изохронной карте отмечается расширение очага инициации возбуждения в несколько точек.Исходя из этих фактов, можно предположить.что в естественных условиях имеет место управление ритмом сердца нервными "посылками", поступающими к нему из головного мозга по блуждающим нервам.