Изучение влияния экстрагенитальной патологии у матери на компенсаторно - адаптационные возможности плода
А. В. ПОМОРЦЕВ, О. К. ФЕДОРОВИЧ, Г. А. ПЕНЖОЯН, А. Г. ЗУБАХИН, В. В. СКОПЕЦ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ Краснодарское муниципальное лечебно-диагностическое объединение Кубанский государственный медицинский институт им. Красной Армии г.Краснодар 1993 с.163-165

Во многом исход беременности и родов для плода определяется степенью влияния экстрагенитальной патологии на беременность и беременности на экстрагени-тальную патологию. Вместе с тем факт наличия имеющегося или перенесенного заболевания не всегда приводит к нарушению регулирующих систем у плода. 163 С целью изучения влияния экстрагенитальной патологии на внутриутробное состояние плода было обследовано 268 женщин во время беременности. Из них у 75 (28%) беременность протекала на фоне: порока сердца - 15 чел. (6%), сахарного диабета - 14 чел. (5%), гипертонической болезни - 30 чел. (11%), почечной патологии - 16 чел. (6%). Для оценки функционального состояния плода проводились специальные методы исследования: биометрия, тонус плода, определение общей двигательной и дыхательной активности плода, структурные особенности плаценты, объем околоплодных вод с помощью диагностических приборов "Tochiba-sal-38 А" и "Aloka-650". Регистрация нестрессового теста плода осуществлялась с использованием фетальных мониторов "F-2000" (США) и ВМТ 91-41 (Германия). Исследование маточ-но-плацентарного и плодово-плацентарного кровотока проводилось на аппарате "Hwelett packard sonos 100 А" (США). Всего проведено 5440 исследований. Для оценки внутриутробного состояния плода использовался прогностический алгоритм (S), который позволяет прогнозировать возможный исход родов для плода, определяет степень риска развития перинатальных ги-поксических осложнений и вычисляется по формуле: S=X1 * 58,6 + Х2 * 83,4 + ХЗ * 42,5 + Х4 * 59,8 + Х5*42,2 + Х6 * 78,4 + Х7 * 118,5+ Х8** 77,8+ Х9* 104,2, где XI - пропорциональность развития плода, Х2 - наличие ма-ловодия, ХЗ - наличие многоводия, Х4 - признаки преждевременного созревания плаценты, Х5 - дыхательные движения плода, Х6 - двигательная активность, Х7 - тонус плода, Х8 - ПСП, Х9 - наличие недостаточности плацентарного кровообращения (допплерометрия). При удовлетворительном состоянии плода S равнялось от 665,4 до 1108,4, относительно удовлетворительном S от 1108,5 до 1512,8, при внутриутробной гипоксии с незначительным снижением адаптационных возможностей S от 1512,9 до 1920,0, при выраженной внутриутробной гипоксии и сомнительным прогнозом исхода беременности и родов для S от 1920,1 до 2100,4. В результате проведенных исследований было выявлено, что у 101 плода состояние было при этом удовлетворительным (7,2% беременных имели экстрагениталь-ную патологию), у 123 плодов относительно удоалетво- 164 рительным (25,3% беременных имели экстрагени' патологию), у 28 плодов определялась внутриу гипоксия с незначительным снижением адаптации возможностей (82,1% беременных имели экстрап ную патологию), у 16 плодов выраженная внутренняя гипоксия (у 100% беременных имелись эксп тальные заболевания). Коэффициент корреляц расчете между состоянием плода и наличием генитальной патологии у беременной соответ к=+/-0,97, при р = 0,02. Таким образом, в результате проведенных исследований можно заключить, что состояние фето-плацентарного комплекса во многом определяется функцией его внешней среды, состоянием материнского организма. При выборе срока и метода родоразрешения необходимо учитывать состояние компенсаторно - адаптационных возможностей плода и в соотвии с этим выбирать метод родоразрешения. При наличии у плода выраженных гипоксических проявлений, необходимо решать вопрос об оперативном родоразрешении